Аренда заезжает на парковку

Москвичи сменили предпочтения при выборе машино-мест. Связано это с повышением их стоимости. В последние месяцы автовладельцы стали чаще брать в аренду, а не покупать такие объекты. А инвестиции в такой актив теряют свою привлекательность, отмечают собеседники “Ъ FM”. При этом в сентябре, по данным «Авито Недвижимости», подземный паркинг стал самым популярным видом размещения автомобиля. Около 60% спроса как на покупку, так и на аренду приходился на такие объекты. В самой компании тренд объясняют сезонностью.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин уверен, что спрос в столице связан, в первую очередь, с постоянной нехваткой машино-мест: «В Москве есть ужасный их дефицит, за ними буквально гоняются, потому что парковочное пространство сокращается. В этом сезоне снесено огромное количество гаражей, которые существовали годами и никому не мешали. Снесли все, остались буквально единичные по Москве гаражные кооперативы, и это сильно сокращает количество вариантов для автовладельцев.

К сожалению, в ряде жилых комплексов люди вынуждены снимать машино-место, и, конечно, немногие на такое готовы. Поэтому мы видим, что у ряда ЖК некоторые парковки просто пустуют, людям просто не по силам такие расценки. Мы понимаем, что нынешняя политика застройщиков, которая нацелена на продажу только жилья без необходимой социальной инфраструктуры, приводит к тому, что люди вынуждены отказываться от автомобилей, пересаживаться на электросамокаты и общественный транспорт».

До пандемии COVID-19 машино-места казались привлекательными объектами для инвесторов: цена была в десять раз ниже жилой недвижимости, а спрос динамично рос. Однако сейчас ситуация изменилась, заметила управляющий партнер инвестиционной группы Sesegar Ирина Жарова-Райт: «Никакой экономики в приобретении машино-мест, к сожалению, нет. Если мы говорим о подземном паркинге, то вы просто оплачиваете свой собственный комфорт. Я вам приведу пример. Я покупала машино-места в своем доме бизнес-класса по цене 3 млн руб. за метр при курсе 40 руб. за доллар. Сейчас их в большом количестве сдают за 10-15 тыс. руб. в месяц, то есть экономики нет никакой.

Единственная инвестиция — это то, что вы 100% будете иметь парковочное место и не станете загребать снег. Такие вложение неэффективны — затраты на содержание высокие.

Вы обслуживающей компании платите налог на имущество, и в результате это окупаемость — 30-40 лет. Обеспеченность машино-местами — минимум от полутора до двух на квартиру, и их не выкупают, наоборот, такой актив очень сложно продать. Человек купил квартиру, а место для парковки, в конце концов, он возьмет в аренду у того же застройщика».

По данным Росреестра, средняя стоимость такого лота в Москве еще в апреле превысила 3 млн руб. Из-за высоких цен на рынке стали пользоваться спросом двухуровневые парковочные системы, и такие предложения от банков, как ипотека на машино-место. Покупателям подобных объектов в элитном сегменте придется заплатить до 25 млн руб., рассказал партнер NF Group Андрей Соловьев: «Этот рынок так устроен, что машино-места, естественно, нужный атрибут для любого элитного ЖК, и отсутствие подземного паркинга сразу же исключает объект из этого списка. Как правило, сейчас застройщики реализуют такие активы на более поздних этапах строительства. Учитывая ситуацию с парковкой в центре города, люди при покупке жилья от 100 м. кв. в основном приобретают как минимум два машино-места.

В основном это Центральный административный округ, поэтому застройщик объявляет сразу же достаточно высокую цену. Она может доходить до 20-25 млн руб. за одно машино-место.

При этом стоимость такого лота сильно зависит от размера авто. Если, например, туда помещается Maybach, то такой прайс — вполне обычное дело. Такие машино-места встречаются, в частности, в таких проектах, как "Лаврушинский", "Обыденский № 1"».

По данным «Авито Недвижимости», в сентябре около трети спроса среди москвичей приходилось на многоуровневый паркинг. А вот открытые или крытые парковки пользовались наименьшей популярностью, 6% пользователей платформы интересовались их арендой и лишь 1% — покупкой.

Источник - www.kommersant.ru